Редакция: Телефон: +74742370782 e-mail:politdozor@politdozor.ru Адрес редакции: 398042, г. Липецк, Поперечный пр. 2

Актуальные проблемы современного образования: какова ситуация в российских школах?

28 Ноя 2014

174156[1]

Если попытаться дать оценку состояния, в котором сейчас находится отечественная школа, то здесь можно ограничиться одним словом — кризис. Она имеет большое количество проблем. Сюда можно отнести и дефицит финансирования, и недостаток педагогов, использующих творческий подход в своей работе, хотя это далеко не все актуальные проблемы современного образования. В целом же кризис, который охватил школьное образование постсоветского периода, носит системный характер. Если обратить внимание на цивилизованные страны, то там основной акцент в школьном образовании делается на гуманизации обучения. В нашей же школе по-прежнему не могут отойти от абстрактно-технократической направленности. Цель российского образования — ознакомить учащихся с основами фундаментальных наук. В случае с гуманизацией образования речь идет об индивидуальном «подключении» школьника к мировой системе знаний, принимая во внимание его наклонности и способности, предоставлении ему возможности освоить методы поиска нужной информации и обрести навыки по ее применению.

О содержании образования в современной школе

Продолжая рассматривать актуальные проблемы современного образования, особо стоит остановиться на перегруженности. Учебники, которые рассчитаны на учеников старшей школы (7-11 класс), предлагают большое количество информации, которую они никак не могут применить на практике. Информация, которая предназначена для отдельных будущих узких специалистов, совершенно точно не найдет применения у остальных.

Также нужно сказать и о корпоративных интересах управленческих структур в образовании. Нередки случаи использования Министерства образования для включения в школьную программу определенных учебных дисциплин и изменения их объемов. В школах есть немало педагогов, которые, что называется, любят «тянуть одеяло на себя». Многие придерживаются мнения, что именно их предмет важнее всех других. Знакомясь с отдельными учебными пособиями, создается впечатление, что у их авторов имеется поверхностное представление об особенностях психологии ребенка и, в целом, психологии образования.

Среди методик, рекомендуемых для учителей, встречаются и такие, что при их использовании учителя кажутся полными идиотами в глазах школьников. К числу значимых проблем следует отнести и ригидность мышления педагогов. У большинства отсутствует всякое желание использовать новые методики в образовательном процессе. И в этом нет ничего удивительного, так как большинство педагогов находятся в пенсионном возрасте, а среди молодых людей не очень много находится желающих связать свое будущее с работой в школе. Ведь помимо серьезной нервотрепки их ожидает и довольно низкая зарплата.

Когда учить?

962940316[1]

Другие не менее актуальные проблемы профессионального образования связаны с чрезмерной заорганизацией деятельности современного педагога и бюрократизацией. Ведь администрация школы хочет, чтобы ей регулярно предоставляли отчеты по различным показателям. Не отстают здесь и отделы народного образования, от которых поступают распоряжения о вводе новых форм отчетности и новых должностей для специалистов, которые работают в данных отделах. В итоге учителям приходится много времени тратить на заполнение большого количества бумаг, по сути, не несущих какой-либо пользы.

Педагоги, работающие в обычной средней школе, не располагают средствами, которые бы помогли им ограничить агрессию со стороны учеников и заставить их выполнять указания учителей. В подобной обстановке создаются идеальные условия для беспорядка. В то же время школьники лишены возможности решать, какой бы из предметов они хотели изучать. Иными словами, уже давно назрела необходимость ввода в старших классах профилизации. Все дисциплины следует представлять в виде двух блоков — обязательных к изучению и по выбору. Уже многие страны перешли к подобной практике.

Про тесты и воспитание

С введением системы ЕГЭ учителям приходится особенно тщательно работать с учениками в плане сдачи тестов. Среди молодых педагогов все чаще встречаются такие, кто практикует прагматичный и меркантильный подход. Он находит выражение в ведении несуществующих видов поборов, при этом учителей мало заботит качество знаний, которые они дают детям.

Пионерская и комсомольская работа остались в далеком прошлом. Альтернативы ей пока придумать не удалось. В связи с этим с проведением внеклассной       и внешкольной работы, воспитательной работы тоже возникает немало вопросов: здесь каждый действует в силу своих возможностей и понимания данного дела.

Если попытаться сделать заключение, то можно отметить, что отечественная школа нуждается в переменах, иначе ситуация усугубится еще больше.