Властями Российской Федерации дан старт реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), между Москвой и Казанью. Премьер-министром страны Дмитрием Медведевым было сообщено о выделении в 2015 году порядка 6 млрд. рублей для проведения инженерных изысканий и подготовки проектных документов.
Президентом Российской железной дороги Владимиром Якунином в своем заявлении для журналистов было сказано, что до конца 2016 года для проведения этих работ планируется потратить более 20 млрд. рублей. При этом было отмечено, что Россия, даже в эти непростые кризисные условия будет осуществлять программу, связанную с высокоскоростным движением.
Вопросы, связанные с финансированием по проекту ВСМ, ориентировочной стоимостью порядка 1 триллион рублей, обсуждались неоднократно. Еще в сентябре Якунином говорилось о том, что чтобы запустить проект из бюджета надо выделить 20 млрд. рублей для проектно-изыскательских работ, иначе он останется только в мечтах.
Высокоскоростными считаются специализированные электрифицированные железнодорожные линии, которые предназначены для движения составов со скоростью от 200 до 400 км/ч. Таких линий в настоящее время в России не существуют, при этом в других странах протяженность ВСМ составляет уже многие тысячи километров.
Документы к началу проекта и выделению финансирования для его реализации, подготавливали РЖД и его ДП «Скоростные магистрали». Якунином летом сообщалось, что все зависящее от компании уже сделано. Да и Москва согласна, что реализация проектов постройки ВСМ является эффективной и с социально-политических и финансово-экономических точек зрения. Однако Медведевым при вопросе о сроках реализации проекта ВСМ было отвечено: «Когда будет много денег».
Объемы инвестиций в реализацию проекта конечно колоссальные, но согласно расчётам они окупятся в течение 15 лет, что является приемлемым при вложении государственного ресурса.
Создание ВСМ по маршруту Москва-Казань, протяженность которого составит 770 км, позволит сократить время в дороге с 11,5 до 3,5 часов.
Согласно предпроектной модели финансирования, общая стоимость работ должна составить практически 1,1 триллион рублей. При этом порядка 380 млрд. рублей являются невозвратными средствами бюджета, 225 млрд. рублей – кредитные средства, 100 млрд. рублей – бонды в инфраструктуру, 43 млрд. рублей – средства инвесторов, 31 млрд. рублей – инвестиционная программа РЖД, 225 млрд. рублей – возвратные государственные средства. Однако, после того как проект будет разработан, в него будут внесены уточнения, а так же утверждена организационно-правовая структура.
По словам Якунина, порезультатом ряда переговоров, проведенных РЖД, многие зарубежные партнеры высказали мнение о проекте, как об очень интересном и хорошем проекте. По итогам проведенного roadshow с участием 172 компаний, интерес к проекту проявили предприятия США, Китая и ЕС. Даже позднее, после ввода рядом государств санкций против России, свой интерес по участию в проекте подтвердили Alstom, Siemens и еще несколько европейских компаний. Но особую активность проявляли китайские партнеры, которые готовы обеспечить проект более 400 млрд. рублей.
И вот 24.12.14 года премьер-министром РФ была поставлена задача, в кратчайшие сроки, осуществить инженерные изыскания и разработать проектную документацию. Контролировать реализацию проекта поручено вице-премьеру Аркадию Дворковичу.