В 2010 году в российском языке появилось устойчивое словосочетание «синие ведерки». Это общественная инициатива, превратившаяся в движение, инициированное автолюбителями.
20 век впервые осознал значение гражданского общества как силы, которая может противостоять пагубному влиянию институтов государственной власти и самостоятельно предложить и реализовать позитивные изменения. Рссийским автовладельцам, особенно в столичных городах, уже в глаза начали бросаться явные злоупотребления служебным положением государственных служащих на дороге. Автомобили чиновников все больше и больше стали использовать проблесковые маячки синего цвета на крыше (так называемые «мигалки»), требуя уступить им дорожную полосу. Причем такие действия зачастую практиковались людьми, не имеющими даже формального права на «мигалки».
1. Возникновение «Синих ведерок»
В ответ на нарушения прав рядовых автомобилистов на дороге возникло общество «Синие ведерки», организованное Сергеем Пархоменко. Он предложил на сайте snob.ru понравившуюся всем идею. Автолюбители должны установить на автомобиле синие игрушечные ведерки из набора для детей. Если не всматриваться, ведерки напоминают проблесковые маячки. Многие автовладельцы, стоявшие в часовых пробках из-за постоянного перекрытия дорог машинами чиновничества, поддержали мысль. С тех пор машины с пластмассовыми ведерками можно встретить повсеместно, но особенно часто в Москве и Санкт-Петербурге, основных центрах скопления российских властей.
2. Первая акция «Синих ведерок».
Первый флэшмоб «Синих ведерок» состоялся 18 апреля 2010 года. Ряд автомобилей с синими ведерками, прикрепленными к крышам, проехал от Триумфальной площади до Воробьевых гор. Для усиления эффекта некоторые автовладельцы использовали ведерки как головной убор.
Сотрудники ГИБДД пытались задержать колонну и то и дело останавливали водителей для проверки прав. Однако по закону синие ведерки на автомобиле не запрещены, поэтому правоохранительным структурам сорвать протестную акцию не удалось. Потом представители ГИБДД не раз срывали ведерки с машин, о чем немедленно появлялась информация в сети часто с добавлением видеоматериала. Это приводило к росту популярности движения.
Протесты общества с тех пор происходят коллективно и по одиночке. Конечно, властям это очень не нравится, о чем неоднократно высказывались главы ГИБДД крупных городов.