Процесс развития культуры любого народа проходит в соответствии с законами, которые являются общими для всего человечества. При этом их материальная и духовная культуры могут быть представлены в различных формах, отличаться своей самобытностью. В этом плане значительное влияние оказывают определенные условия, в которых проходило становление и развитие народа.
Процесс формирования древней культуры предков проходил при участии тюркоязычных племен и народов. Особенно активно она развивалась в государстве Волжской Булгарии.
Пусть такие народные промыслы поволжья, как земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество и пр., и развивались в том же направлении, что и у чувашского народа, все же для последних характерны свои особенности.
Земледелие
Если рассматривать основные народные промыслы поволжья, то в первую очередь следует выделить земледелие, которое играло ключевую роль вместе с животноводством.
Еще в середине первого тысячелетия н.э. в Среднем Поволжье раньше остальных пашенное земледелие освоили именьковские племена, а также племена городецкой культуры.
Чтобы обрабатывать старопахотные земли, они прибегали к специальному орудию — двузубой сохе, у которой имелась перекладная полица. Активно же применять соху население Волжской Булгарии начало только с конца XII – начала XIII столетий. К концу девятнадцатого столетия у чувашей соха применялась все чаще и чаще, из-за чего старый плуг (агабусь) превращается в орудие, используемое все реже. Причем соха и сегодня не теряет своей популярности, получив применение в приусадебном хозяйстве.
Мельницы
Каждое поселение, в котором люди вели оседлый образ жизни и жили в основном за счет земледелия, становилось ценным местом для археологов, где обнаруживали множество экземпляров зернодробилок. Еще 6-7 веков назад распространение получила ветряная мельница. В самом же начале нашей эры жители приспособили для этих целей водяную мельницу.
В 19-ом столетии жители Чувашии перерабатывали зерно при помощи следующих механизмов:
- ручная мельница (ал арманĕ);
- водяная мельница (шыв арманĕ);
- ветряная мельница (çил арманĕ);
- конная крупорушка.
Также в их домах нередко можно было обнаружить и шерстобойки, а также маслобойки. Каждая семья располагала ручной мельницей. В наши дни ее также кое-где можно обнаружить. Как правило, ее не используют по непосредственному назначению. Достаточно только раз пройти зернам через ручную мельницу, как из них получается крупа. Если же данную операцию повторить порядка 3-5 раз, на что влияет вес верхнего жернова, то на выходе уже получается мука.
Животноводство
Животноводство являло собой отдельную отрасль хозяйства, благодаря которой жители получали в свое распоряжение тягловый скот, имели в наличии мясную и молочную пищу, сырье, позволяющее шить одежду и обувь, а также производить разнообразный инвентарь. Среди скота, разведением которого занимались чуваши, следует выделить лошадей, коров, овец, коз, свиней.
Охота
Охота входило в число основных занятий жителей Поволжья. Целями охотников выступали такие виды пушного зверя, как бобры, лисицы, куницы, горностаи и пр. Подобная добыча служила им в хозяйстве, а также средством для уплаты податей. Также велась охота на волков и медведей. Для данного занятия у охотника должно было быть особое оружие, в качестве которого могли выступать лук со стрелами, дротики, копья, топоры, дубинки. Кроме них получили распространение и различные ловушки, петли, капканы, а также самострелы. В качестве места для размещения последних выбирали заросли, чащобы, звериные тропы. По своему исполнению самострелы напоминали натянутый лук, который заряжали стрелой. Орудие срабатывало в тот момент, когда зверь трогал волосяную нить или педаль — в то же мгновение лук производил выстрел.
Рыболовство
Данное занятие получило распространение в каждом селении, располагавшемся вблизи речек. В местных водоемах водилась такая рыба, как пескари, ерши, вьюны. Родниковые воды были богаты форелью. В крупных реках были высоки шансы поймать щук, сомов, налимов, судаков и пр.
Пчеловодство
Если рассматривать данный промысел у народов Поволжья, то оно миновало три основные стадии развития:
- Дикое;
- Колодное;
- Рамочное.
Начиная с конца 19-го столетия, начинают повсеместно применяться рамочные ульи. На фоне этого происходит падение интереса к колодным ульям. По сравнению с колодными рамочные ульи имеют гораздо меньший вес. За счет этого удается избежать проблем, когда возникает необходимость перетащить их с одного медоносного места на новое. Подобного типа улья отличались повышенной продуктивностью, так как здесь количество собираемого меда оказывалось в 1,5 раза больше, нежели при использовании колодных. Постепенно самостоятельным ремеслом стало и создание рамочных ульев.